Группы в соцсетях
Дистанционное обучение
Расписание занятий
Оценка качества образования
Ссылки

Новости

21.05.2020     |     622

Дистанционные и электронные формы обучения и их влияние на психоэмоциональное состояние

           В своей дистанционной работе мы – педагоги, столкнулись с определенными трудностями психологического характера. Это сложности в организации деятельности учащихся, в определении их индивидуальных особенностей и выборе стиля педагогического общения, проблемы поддержания мотивации обучения.
           В первую очередь, нам надо было быстро адаптироваться, среагировать, чтобы понять, что нам предстоит работать над созданием атмосферы доверия и взаимной поддержки обучающихся и преподавателей. Нам надо было быстро формировать  мотивацию активного участия наших учеников в образовательном процессе, разрабатывать рекомендации по учебным  вопросам. Кроме того, нам, преподавателям, надо было вести и психологическое сопровождение учеников и их родителей!
          При дистанционном обучении мы все были поставлены в очень непростые условия: чаще всего мы не могли непосредственно наблюдать за эмоциями обучающихся,  отслеживать моменты беспокойства или непонимания и оперативно реагировать на потребности учеников и их родителей. Очень часто возникало недопонимание, двоякое истолкование рекомендаций преподавателя.
           Надо было еще в самом начале  дистанционного обучения выбрать оптимальный стиль общения с каждой группой учащихся, чтобы  формировать благоприятный климат в образовательной среде. Положительным моментом дистанционного обучения является то, что почти исключается урегулирование спорных ситуаций между учениками. Ведь они  дистанционно разделены и не могут взаимодействовать,  как в привычных условиях.        
           Какой же спектр психологической работы с участниками дистанционного обучения мы могли использовать? Он довольно широкий.
          Остановлюсь на двух наиболее важных с психологической точки зрения моментах – эмоциональном состоянии участников дистанционного обучения и проблеме повышения мотивации.
           Характерный для дистанционного обучения ряд особенностей влияет на психоэмоциональное состояние участников. Когда процесс образования интересен, затрагивает учеников эмоционально, он становится более эффективным.
           С одной стороны, отсутствие личного непосредственного контакта между нами и учениками снижает степень  влияния педагога на эмоциональное окрашивание получаемых знаний. С другой стороны, при дистанционном обучении основной упор делается на активизацию творческих способностей, маленькие творческие открытия. В этом плане здесь больше возможностей для переживания положительных эмоций.
            При дистанционном образовании все мы так нуждались в положительных   эмоциях, которых стали получать меньше! Вот именно это - главный минус  дистанционного обучения. Об этом часто говорили и дети, и родители.  
Стоило лишь видеть их грустные лица. Вообще дети как будто затухали на какое-то время, как будто были лишены опоры! Для поддержания мотивации учеников  важно  было заинтересовать их, привлечь внимание, убедить в важности и ценности обучения, поддержать уверенность в себе и дать им чувство удовлетворения от результатов. Хорошая мотивация была у дипломников: все старались выполнить проекты в срок,  собрать качественные портфолио для защиты. Но долгим такое обучение быть не должно: оно наносит вред  неокрепшей детской психике и физическому здоровью!
               Внимание обучающихся мы старались  поддерживать с помощью вариативности заданий и разных форм представления материала. Например, предлагали самим сделать выбор того или иного задания, выбрать самостоятельно тот или иной конкурс. Детей удалось  заинтересовать  неожиданной, оригинальной идеей участия во Всероссийской акции «Окна Победы». Эта патриотическая акция по-настоящему сплотила всех учеников и преподавателей школы! Особенно дети оживились после того, как им подали личный пример их преподаватели! Проявили и дети, и родители интерес к блиц-опросу на тему дистанционного обучения.                                                                                                                                      
          То есть интерес вызывают моменты, связанные с эмоциями, личным опытом.
          Мы определяли то, что будет представлять ценность. Например, тематика всех предложенных конкурсов актуальна и злободневна. Мы старались использовать понятные термины и примеры, чтобы обучение учеников было более эффективным.
          Важно было и продолжает оставаться укрепление уверенности наших подопечных и их родителей.  С этой целью желательно создавать ситуации успеха. Такими ситуациями является успешное участие в выставках, победы в них. Когда каждый, получивший успех ученик назывался в общей группе, его мотивация  определенно возрастала!
            Мы как могли, всячески поощряли качественное выполнение заданий, отмечали достижения. И родители также активно выражали эмоциональную поддержку преподавателям,  друг другу, радовались общим победам! А как нам, преподавателям приятно было слышать слова благодарности от родителей за наш нелегкий, особенно в нынешних условиях, труд! Все это приносит ощущение удовлетворенности. Стоит ли говорить, что каждый педагог был в постоянном поиске индивидуального подхода  для каждого своего ученика!
             Как робко дети порой ожидали оценки своего труда, нуждаясь в одобрении! И как радовались и говорили «спасибо» за похвалу! Вообще, эмоциональный контакт на расстоянии, как ни странно, окреп, мы стали в чем-то ближе и с учениками, и с родителями. Надеюсь, этот положительный момент сохранится с переходом на обычные условия!
            Что касается психоэмоционального состояния преподавателей, скажу честно: нам приходилось нелегко. Катастрофически не хватало времени. Все личные и домашние дела порой отходили на второй план. Необходимость быть постоянно на связи, оказывать помощь в преодолении трудностей, связанных с восприятием учебного материала в условиях интерактивной образовательной среды, мы ощущали на  себе и своей психике! Обеспечивать  психологический комфорт нам приходится не только себе, но ученикам, родителям и друг другу. И речь порой идет уже о психологической безопасности! Долгим такое обучение быть не должно: оно наносит вред  неокрепшей детской психике, и физическому здоровью и психике взрослых!
           По общему мнению преподавателей и подавляющего большинства детей и родителей, переход к очным традиционным формам обучения и общения – это то, что мы с нетерпением ждем!

                                          Автор статьи И.Г.Чумакова-Семенова
К списку
Создано: 25.05.2020 19:23:54   |   Изменено: 25.05.2020 19:36:13
Новости министерств:
Новый музыкальный конкурс “Соло 01” для талантливых детей от МЧС России
22.06.2022 10:50:43  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Конкурс детского рисунка «Пожарам – НЕТ!»
23.03.2022 14:50:43  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Установи дома пожарный извещатель – защити себя и своих близких!
05.11.2020 12:21:22  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Новости управлений и ИМЦ:
Фольклорно-обрядовые традиции «Тундонь морот»
10.04.2024 13:00:00  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
Состоялся районный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
21.03.2024 15:17:37  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Фильм от 5 класса живописного отделения! Выпуск-2020!
Интересный факт
В 2018 МБУДО "ДХШ №4" вошла в 50 лучших школ искусств России
Фотографии