Группы в соцсетях
Дистанционное обучение
Расписание занятий
Оценка качества образования
Ссылки

Новости

24.04.2020     |     1028

Дистанционное обучение - вызов времени!

            Почти три недели прошли с момента, когда школы нашего региона  перешли на «удаленку» или «дистант», как сокращенно называют сейчас обучение. Хочется поделиться наблюдениями, подвести первоначальные итоги.
            Работа учителя существенно поменялась: нет обучения «лицом к лицу». Тем, не менее, методическая и педагогическая деятельность не должны прерываться. Мы, преподаватели, попали в непростое положение. Нам сложнее контактировать, вести  диалог, обсуждать возникающие педагогические проблемы.  Поэтому нам, как и нашим ученикам, важно сейчас  поддерживать обратную связь и  ощущать поддержку друг друга! В электронном обучении - пока сейчас это самая доступная форма обучения у нас в художественной школе, мы используем такие платформы, как  сайт школы, общение в группах, использовать соцсетей. Например, намечена встреча преподавателей и родителей в формате стрим с трансляцией в YouTube. Этот эксперимент будет интересным и принесет реальную пользу, даст обратную связь, что сейчас очень важно!      
         Работы учащихся активно выкладываются в Instagramm. Это очень значимая и для учащихся и преподавателей часть дистанционного обучения. Выставленные на всеобщий просмотр и обсуждение работы развивают ответственность и желание творчески развиваться!
          Роль школьного сайта сейчас особенно значима. Это достойный цифровой ресурс, который позволяет размещать методические рекомендации и уроки в разных форматах: короткие планы, планы-конспекты заданий, презентации с методическими указаниями, показ мастер- классов, тесты с заданиями. Сайт позволяет коллегам обмениваться опытом для достижения общей цели - сделать обучение более эффективным. Учителя представляют как свои собственные видео-уроки, так и  делятся тематическими наиболее  интересными загруженными с YouTube учебными видео – роликами. Постоянно идет поиск новых актуальных форм обучения.
           Электронное обучение в группе Viber - также удобный и главное доступный формат общения. Некоторые дети с большим удовольствием общаются в личном чате со своим преподавателем, не стремясь выставлять свои работы для общего просмотра. Что ж - такая возможность у них есть! Оперативная связь с учениками поддерживается в течение дня, что создает эффект присутствия. Каждый участник чата может задать вопрос, что и делают активно и дети, и родители. Доступны: подробные консультации,  краткие рекомендации, обсуждение, комментарии и просмотр. Некоторые ученики присылают свои видео-ролики в процессе выполнения заданий. Проверка очень важна, так как без обратной связи дистант теряет свой смысл. Нужно контролировать выполнение заданий, спрашивать, что вызывает сложности, разбирать ошибки.  Для детей  можно определить сроки и установить время для контроля.  
            Электронная почта - также удобный вариант при работе со своими учениками. Личное взаимодействие ученика и преподавателя по скайпу - только приветствуется! Никто не отменял также средства телефонной связи. В идеале было бы сочетать дистанционные и электронные технологии образования, но это сложно!      
            Не важно, какими цифровыми ресурсами мы сейчас будем пользоваться. Главное, они должны быть эффективными в данный момент. Для этого преподавателю необходимо чаще   интересоваться -  готовы ли дети учиться на данный момент именно в таком формате. А по возможности менять инструменты и подходы, упрощать сложности и повышать всеми доступными мерами эффективность обучения.                
            Важно помнить, что методика и учебные цели стоят всегда на первом месте. А вот он-лайн инструменты – вторичны. Никакая он-лайн платформа не сможет полностью заменить учителя! Учитель – ключевая фигура в процессе дистанционного обучения. Он – навигатор, наставник. Поэтому его роль сейчас в создавшихся условиях становится, как никогда, очень важна. Настолько важна, что дальнейший статус учителя во многом определят его мобилизованность, умение сориентироваться, способность быстро реагировать на требования  ситуации!
             Конечно, можно сетовать на недостатки «удаленки»: на недостаточную оснащенность оборудованием, отсутствие программного сопровождения, технического обеспечения, слабый интернет, небольшой опыт работы на расстоянии и другие  объективные факторы. Но давайте найдем преимущества такого обучения!
            Дети развивают навыки цифрового общения, навыки XXI века - цифровые компетенции. В создавшихся условиях это становится существенным для результативной учебы.
            Дети могут в общем чате  выставить творческую работу для обсуждения, оценки, получить одобрение, поддержку.
            Учащиеся могут выбрать для себя задания на выбор с обязательным условием выполнения  минимума.
            Ученики  не привязаны к жесткому расписанию, у них нет очень строгих рамок, они  могут сами задавать себе темп выполнения, планировать важные для них на данный момент учебные цели и задачи. То есть индивидуальные особенности детей учитываются.
            Стало больше общения с родителями, которые также попав в сложные, стрессовые условия, могут получить эмоциональную и зачастую психологическую поддержку.
Безусловно, при такой форме обучения у детей появляется больше возможностей для самооценки. Но и умение себя организовать, ответственность проявляются в таких условиях ярче всего!  В  самом деле, дистанционное обучение разовьет в детях такие  хорошие качества, как: самодисциплина, самостоятельное умение распределять время и использовать свои потенциальные возможности. Дистанционка разовьет сейчас быстро и оперативно именно то, что в данный момент важнее всего, по мнению родителей и самих детей! В этом  также можно найти плюсы удаленного обучения.
             Хочу отметить роль родителей  - полноправных участников происходящих процессов. Их также как и детей, необходимо мотивировать к сотрудничеству, привлекать к помощи. Им как никогда необходимо мобилизоваться, стать детям помощником и сотрудничать с преподавателем в одной связке. И  от преподавателя во многом зависит, как он сможет привлечь  родителей к помощи, мотивировать их на взаимную деятельность. Именно в создавшихся условиях и родители, и преподаватель понимают, насколько важно продуктивно контактировать. Вероятнее всего, после такого опыта мы гораздо лучше будем понимать потребности, интересы друг друга, станем в чем- то ближе. Есть примеры обращений родителей к преподавательскому составу, другим родителям, с просьбой оказать поддержку. Родители  искренне  надеются,  что эту поддержку они  получат.  Родителей и  старших родственников  необходимо благодарить за проявленную поддержку, оказываемую помощь и проявленное понимание.
            Хотелось бы поделиться  личным опытом, который уже накопился за время «удаленки».
            Сохраняйте всю историю общения для более качественной дальнейшей работы.
            В презентациях желательно применять анимацию, больше иллюстративного материала, особенно для младших учащихся, чтобы детям он был доступен. Достаточный методический иллюстративный материал у всех учеников   вызовет больший интерес, привлечет внимание и вызовет понимание того, чего мы хотим добиться от них,  каких результатов. У коротких учебных роликов по 5 минут больше шансов быть просмотренными, чем у одного десятиминутного.  
            Чаще давайте эмоциональную поддержку, хвалите за проделанную работу -  теперь дети в этом так нуждаются!
            Необходимо спрашивать и детей, и родителей, с какими препятствиями они сталкиваются ежедневно, какую помощь мы можем оказать, что нравится в обучении, обсуждать организационные вопросы.
            Я попросила детей и родителей принять участие в экспресс – анкете.  Опрос достаточно четко выявил  во многом отрицательное отношение к дистанту. Родители и дети проявляют обеспокоенность сверхнагрузками в основной школе, сложность способов передачи информации, ее объемы. Кстати, объем и сложность  заданий в художественной школе их в целом устраивает. Но, главное, что сейчас вызывает трудности - недостаток живого личного общения друг с другом и преподавателем! Реального общения в группе ничто заменить не может. И в этом отношении фигура учителя  сейчас приобретает - хорошая новость!- большую ценность и статус, ведь в учителе сейчас особенно остро нуждаются все участники учебного процесса!
         Конечно, хотелось бы  воскликнуть: «Учиться дома – здорово!» Но на это счет существуют разные мнения и оценки. Мы все - таки мечтаем вернуться к образованию в оф-лайн – режиме. Главное, всем нам не надо  расстраиваться, что многое  идет не так, как мы планировали.  Для всех участников образовательного процесса - учеников, родителей, преподавателей - это новый опыт. Для перестройки и адаптации учебного процесса требуется время!
            Фото-отчеты, которые оправляют дети своим преподавателям в группы, радуют! Оказывается, очень многие мобилизовались и смогли самостоятельно и с родителями освоить задания. Да, еще какие сложные! Дети в домашней обстановке, перегруженные уроками в основной школе, находят все-таки время на освоение заданий по всем четырем предметам художественного обучения! Приятно, что многие наши ученики проявляют сознательность и понимание, что возможно учиться в любых, даже трудных обстоятельствах. Такая форма обучения, хоть и не обеспечивает им всей полноты знаний, но предоставляет все шансы показать свои умения, проявить способности в творчестве в такой необычной форме! Присланные детьми работы демонстрируют отделения  нашей школы. Они  представляют разные жанры, техники. Тематика работ самая разная, многие - выполнены на свободную тему, часть работ показывает подготовительные этапы конкурсных заданий.
            Главное  сейчас - по возможности создать приемлемые комфортные условия обучения, чтобы дети не испытывали беспокойство, а нормально вернулись после завершения карантина к привычной - очной форме обучения. Наша задача, чтобы дети получали радость от творчества, ведь оно отвлекает их от грустных мыслей! Самое время в таком формате, вызванном  условиями времени, показать свое развитие, наглядно продемонстрировать  все то, что умеют и знают наши ученики!
                                                                                        

     Автор статьи Чумакова-Семенова И.Г.


                      
        




К списку
Создано: 24.04.2020 15:12:48   |   Изменено: 28.04.2020 22:41:00
Новости министерств:
Новый музыкальный конкурс “Соло 01” для талантливых детей от МЧС России
22.06.2022 10:50:43  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Конкурс детского рисунка «Пожарам – НЕТ!»
23.03.2022 14:50:43  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Установи дома пожарный извещатель – защити себя и своих близких!
05.11.2020 12:21:22  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Новости управлений и ИМЦ:
семинар учителей истории и обществознания г.о. Саранск
15.05.2024 14:25:57  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
Муниципальный конкурс «Юный предприниматель»
26.04.2024 16:27:19  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
X городской конкурс исследовательских работ «Бабушкин сундук»
25.04.2024 13:00:00  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Видео на выпускной от 5 класса, 2018 г.
Интересный факт
В 2018 МБУДО "ДХШ №4" вошла в 50 лучших школ искусств России
Фотографии